Погода в Санкт-Петербурге - www.spbpogoda.ru

  добавить в избранное

сделать стартовой

 ОКРЕСТНОСТИ

ВЫБОРГ

     Вы­борг - Свя­щен­ный го­род

версия для печати   

Вы­борг – един­ст­вен­ный в Рос­сии за­пад­ный сред­не­ве­ко­вый го­род. Так ут­вер­жда­ет пу­те­во­ди­тель. И это прав­да. Вы­борг нра­вит­ся мне сво­ей не­рус­ско­стью. (Ес­ли мне хо­чет­ся по­гу­лять по на­стоя­ще­му рус­ско­му го­ро­ду, я еду в Ве­ли­кий Нов­го­род.) С тех пор как При­бал­ти­ка ста­ла за­гра­ни­цей, есть толь­ко од­но ме­сто, ку­да мож­но за­про­сто от­пра­вить­ся, что­бы ока­зать­ся в сред­не­ве­ко­вой Ев­ро­пе. Это Viipuri. (Мне не по­нят­но, по­че­му фин­ское на­зва­ние на при­вок­заль­ной пло­ща­ди на­пи­са­но с бу­к­вы W.) 

Ко­неч­но, в Вы­бор­ге есть впе­чат­ляю­щие рус­ские обо­ро­ни­тель­ные со­ору­же­ния XVIII ве­ка, па­мят­ник Пет­ру I в Пет­ров­ском пар­ке, пра­во­слав­ная цер­ковь в цен­тре го­ро­да. Но свое­об­ра­зие Вы­бор­га всё же в том, что бы­ло соз­да­но до то­го, как ту­да при­шли на­ши. Имен­но это вле­чет в го­род.

Ис­то­рия Вы­бор­га из­вест­на. Глав­ная дос­то­при­ме­ча­тель­ность – это, ко­неч­но же, Вы­борг­ский за­мок кон­ца XIII ве­ка. С баш­ни Свя­то­го Ола­фа (ко­роль Нор­ве­гии, XI век) от­кры­ва­ет­ся пре­крас­ный вид на го­род и бух­ту.

 

Круглая башня и рынок. Фото: Лидия Крушева

 

Медведи на карнизе. Фото: Лидия Крушева

Посмотреть все фото Выборга и Монрепо

Мне же боль­ше все­го нра­вит­ся сам ста­рый го­род. Его уз­кие мо­ще­ные улоч­ки, то ухо­дя­щие вверх, то сбе­гаю­щие вниз. Кре­по­ст­ная и Про­гон­ная ули­цы, ули­ца Вод­ной за­ста­вы, ули­ца Сто­ро­же­вой баш­ни - их не так мно­го, но гу­лять по ним мож­но ча­са­ми. А че­го сто­ят го­род­ские баш­ни Вы­бор­га! Ча­со­вая баш­ня (XV век), Баш­ня ра­ту­ши (XV век), Круг­лая баш­ня (се­ре­ди­на XVI ве­ка)! А как вам нра­вят­ся мед­ве­ди на кар­ни­зе? (Они-то го­раз­до мо­ло­же ба­шен:=)

 

Из лек­ции по ис­то­рии оргáнов СПб и Ин­гер­ман­лан­дии.

«Вы­борг ока­зал­ся един­ст­вен­ной кре­по­стью на Се­ве­ро-За­па­де, ко­то­рая в те­че­ние всех сред­них ве­ков, то есть по­лу­ты­ся­чи лет, с ус­пе­хом от­би­вал на­па­де­ние всех вра­гов, то есть рус­ских, до эпо­хи Пет­ра I. И вот ко­гда в 1710 го­ду в Вы­борг вва­ли­лись на­ши вой­ска, в этот мо­мент при­шел ко­нец са­мо­му ста­ро­му оргáну, вы­борг­ско­му. Шве­ды сня­ли с ин­ст­ру­мен­та тру­бы, пе­ре­пла­ви­ли в пу­ли и вы­пус­ти­ли их по рус­ским.  Та­ким спо­со­бом оргáн по­шел в де­ло».

 

К со­жа­ле­нию, есть в го­ро­де зда­ния, гля­дя на ко­то­рые ста­но­вит­ся очень гру­ст­но. Но на­род у нас та­лант­ли­вый, убе­ди­тесь са­ми (http://www.piteropen.ru/gallery/graffiti_vyborg.html).

И все же го­род вы­сто­ял (по­ка, а что бу­дет даль­ше?). В нем да­же со­хра­ни­лись два до­ма «Швед­ско­го Вы­бор­га». Это так на­зы­вае­мые «гиль­дий­ские до­ма». В се­ре­ди­не XVII ве­ка бы­ла про­ве­де­на пе­ре­пла­ни­ров­ка го­ро­да. «Пер­во­на­чаль­но сеть улиц сред­не­ве­ко­во­го го­ро­да бы­ла не­ре­гу­ляр­ной и со­от­вет­ст­во­ва­ла осо­бен­но­стям рель­е­фа. Дом на ули­це Вы­борг­ская, 8 – са­мое ста­рое ка­мен­ное строе­ние Вы­бор­га, ко­то­рое пе­ре­жи­ло пе­ре­пла­ни­ров­ку 1640 - 1660-х го­дов». Вто­рой дом – на Вы­борг­ской, 10 - ны­не ока­зал­ся за за­бо­ром, но его все рав­но мож­но уви­деть.

Тре­тья со­став­ляю­щая «Свя­щен­но­го го­ро­да» – парк Мон­ре­по, име­ние ба­ро­нов Ни­ко­лаи. Осо­бен­но­сти ланд­шаф­та де­ла­ют этот скаль­ный пей­заж­ный парк со­вер­шен­но не­по­вто­ри­мым. А ко­гда ока­зы­ва­ешь­ся у па­мят­ни­ка ле­ген­дар­но­му Вяй­не­мё­не­ну, иг­раю­ще­му на кан­те­ле, хо­чет­ся ус­лы­шать что-ни­будь из «Ка­ле­ва­лы».

 

Вы­борг при­вле­ка­те­лен все­гда. Но ле­том, один раз в год, в зам­ке ожи­ва­ет сред­не­ве­ко­вье!  Здесь про­хо­дит ры­цар­ский тур­нир. И пусть по­бе­ди­тель пре­до­пре­де­лен по сце­на­рию, это нис­коль­ко не пор­тит впе­чат­ле­ния. В про­грам­ме - ры­цар­ские по­един­ки, по­ка­за­тель­ные вы­сту­п­ле­ния луч­ни­ков, сра­же­ние пе­ших вои­нов.

При вхо­де в за­мок нам раз­да­ли флаж­ки раз­но­го цве­та. Как ока­за­лось, та­ким спо­со­бом всех зри­те­лей раз­де­ли­ли на че­ты­ре «груп­пы под­держ­ки» по чис­лу ры­ца­рей, оде­тых в кос­тю­мы со­от­вет­ст­вую­ще­го цве­та. В бе­лом был тев­тон­ский ры­царь, в си­нем – фран­цуз­ский, в зе­лё­ном – шот­ланд­ский. Во­ин в крас­ном ока­зал­ся са­ра­ци­ном, его под­дер­жи­ва­ла «груп­па» с жёл­ты­ми флаж­ка­ми (уж не знаю при­чи­ну это­го не­со­от­вет­ст­вия). Я силь­но со­мне­ва­юсь, что са­ра­ци­ны при­ни­ма­ли уча­стие  в сред­не­ве­ко­вых ры­цар­ских тур­ни­рах. Но сим­па­тии всех зри­те­лей здесь бы­ли от­да­ны имен­но это­му на­езд­ни­ку, за лов­кость и мас­тер­ст­во.  

А сра­же­ние пе­ших вои­нов, в ко­то­ром при­ни­ма­ли уча­стие по 41 че­ло­век с ка­ж­дой сто­ро­ны, ещё раз вы­зва­ло у ме­ня во­прос: «И что муж­чи­нам так нра­вить­ся ду­ба­сить друг дру­га?»

Од­ним сло­вом, ат­мо­сфе­ра в зам­ке бы­ла свое­об­раз­ная и при­ме­ча­тель­ная. И ес­ли вы сле­дую­щим ле­том со­бе­ре­тесь по­се­тить тур­нир, то уч­ти­те, что за­мок не­ве­лик, и чис­ло зри­те­лей ог­ра­ни­че­но. По­то­му сле­ду­ет прие­хать по­рань­ше.

Ли­дия КРУ­ШЕ­ВА

 

После боя. Фото: Лидия Крушева

Посмотреть все фото

 

 

Открытки-комментарии:

 

Нет комментариев

 

Отправить открытку-комментарий:

Ваше имя:

email:

 
© Елена Николихина, 2009   |  При оформлении страницы использованы фотографии Дмитрия Станякина и Максима Воркункова