Погода в Санкт-Петербурге - www.spbpogoda.ru

  добавить в избранное

сделать стартовой

 БОГ В ПОМОЩЬ

СВЯТЫЕ МЕСТА

    Часть I. Юхан­нус – Ива­нов день

    (Из цикла Ижорская земля - Inkerinmaa)

версия для печати   

Толь­ко од­ну ночь, са­мую ко­рот­кую в го­ду, цве­тет в ле­су па­по­рот­ник! И тот, ко­му уда­ст­ся най­ти его и со­рвать цве­ток, ста­нет очень кра­си­вым, здо­ро­вым и бо­га­тым. По­жа­луй, на этом и за­кан­чи­ва­лись мои зна­ния о празд­ни­ке Ива­на Ку­па­лы. Но в этом го­ду мне до­ве­лось по­бы­вать на нём, в на­ших кра­ях его от­ме­ча­ют фин­ны-ин­гер­ман­ланд­цы.

Язы­че­ский празд­ник этот при­хо­дит­ся на день лет­не­го солн­це­стоя­ния. Он был осо­бо ва­жен для на­ро­дов Се­вер­ной Ев­ро­пы, где ле­то позд­нее и ко­рот­кое. Лю­ди по­кло­ня­лись Солн­цу, ко­то­рое в эти дни лишь на мгно­ве­ние опус­ка­ет­ся за го­ри­зонт, и Зем­ле, со­вер­ша­ли об­ря­ды, на­де­ясь по­лу­чить хо­ро­ший уро­жай, иметь от­мен­ное здо­ро­вье и бла­го­по­лу­чие в до­ме.

В дох­ри­сти­ан­ские вре­ме­на в Фин­лян­дии этот празд­ник на­зы­вал­ся в честь бо­га ог­ня Укон юх­ла (Ukon juhla). По­сле цер­ковь «увя­за­ла» его со Свя­тым Ио­ан­ном Кре­сти­те­лем, и он стал Ива­но­вым днём, а Юхан­нус – это ус­та­рев­шая фор­ма про­из­но­ше­ния име­ни Ио­ан­на Кре­сти­те­ля. (В пра­во­слав­ном ка­лен­да­ре празд­ник этот во­об­ще «съе­хал» на июль.)

Но тра­ди­ции ос­та­лись. Бо­лее то­го, в XX ве­ке празд­ник да­же при­об­рел чер­ты на­цио­наль­но­го. Для жи­те­лей Суо­ми Ива­нов день - один из са­мых лю­би­мых празд­ни­ков. Про­во­дят его все­гда на при­ро­де.

Кро­ме цве­ту­ще­го па­по­рот­ни­ка - сим­во­ла дня, а точ­нее, но­чи, у это­го празд­ни­ка есть и дру­гие при­ме­ты.

В Ива­нов день от­кры­вал­ся ку­паль­ный се­зон, так как во­да в озе­рах и ре­ках к это­му вре­ме­ни ста­но­вит­ся дос­та­точ­но тё­п­лой. (В этом го­ду по­го­да к ку­па­нию со­всем не рас­по­ла­га­ла!)

Кро­ме то­го, ес­ли в ночь на Ива­нов день ис­ку­пать­ся в ро­се, то не­пре­мен­но сбу­дут­ся са­мые за­вет­ные меч­ты.

В преж­ние вре­ме­на в до­мах по ком­на­там раз­ве­ши­ва­ли гир­лян­да­ми лес­ные цве­ты, тра­вы и вет­ки бе­рё­зы, что­бы дух ле­са ох­ра­нял всех от бо­лез­ней. И се­го­дня ук­ра­ше­ния из цве­тов и бе­рё­зо­вых ве­ток яв­ля­ют­ся тра­ди­ци­он­ны­ми ат­ри­бу­та­ми.

Счи­та­ет­ся, что Юхан­нус - бла­го­при­ят­ное вре­мя, что­бы най­ти свою вто­рую по­ло­вин­ку. Де­вуш­ки в этот день со­би­ра­ли в ле­су де­вять ви­дов трав и, спря­тав их под по­душ­ку, про­си­ли су­же­но­го явить­ся к ним во сне.

За­вер­ша­ет­ся Юхан­нус боль­шим ко­ст­ром, ко­то­рый раз­жи­га­ют позд­но ве­че­ром. Пре­ж­де вме­сте с вет­ка­ми и дро­ва­ми на ко­ст­ре сжи­га­ли ста­рые де­ре­вян­ные лод­ки. Са­мое под­хо­дя­щее ме­сто для ко­ст­ра - бе­рег озе­ра или мо­ря. По пре­да­нию, в эту ко­рот­кую июнь­скую ночь вся лес­ная не­чисть вы­пол­за­ла из ук­ры­тий, и от­пуг­нуть её мож­но бы­ло толь­ко гром­ким шу­мом или ог­нем. 

Празд­но­ва­ние Юхан­нус в Ин­грии име­ет свою ис­то­рию.

С 1899 го­да по ини­циа­ти­ве Мо­озе­са Пут­ро Юхан­нус ста­ли от­ме­чать как лет­ний Пев­че­ский празд­ник. Пер­вый со­сто­ял­ся в Пу­до­сти, а по­след­ний - близ при­хо­да Туу­та­ри в ию­не 1918 го­да. 

В 1989 го­ду тра­ди­ция эта воз­ро­ди­лась. Ор­га­ни­за­то­ром со­вре­мен­ных празд­ни­ков вы­сту­па­ет об­ще­ст­во «Ин­ке­рин Ли­ит­то», ос­но­ван­ное в 1988 го­ду. Те­перь Юхан­нус тра­ди­ци­он­но про­во­дит­ся ка­ж­дый год в Ле­нин­град­ской об­лас­ти, где наи­бо­лее ком­пакт­но про­жи­ва­ют ин­гер­ман­ланд­ские фин­ны.

 

Справ­ка: «Ин­ке­рин Ли­ит­то» («Ин­гер­ман­ланд­ский Со­юз») яв­ля­ет­ся об­ще­ст­вен­ной ор­га­ни­за­ци­ей ин­гер­ман­ланд­ских фин­нов.

Глав­ная цель «Ин­ке­рин Ли­ит­то» - «со­хра­не­ние ин­гер­ман­ланд­ских фин­нов как эт­ни­че­ской общ­но­сти на род­ной зем­ле». Дея­тель­ность об­ще­ст­ва в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни со­сре­до­то­че­на на пре­по­да­ва­нии фин­ско­го язы­ка и под­дер­жа­нии фин­ской куль­ту­ры. Оно  ор­га­ни­зу­ет кур­сы фин­ско­го язы­ка, ве­дёт фольк­лор­ную ра­бо­ту (при об­ще­ст­ве есть не­сколь­ко хо­ров и на­род­ных му­зы­каль­ных кол­лек­ти­вов), про­во­дит на­род­ные празд­ни­ки, са­мый боль­шой из ко­то­рых – «Юхан­нус».

Кро­ме то­го с его по­мо­щью соз­да­на сеть до­мов по ухо­ду за пре­ста­ре­лы­ми; ос­но­ван соб­ст­вен­ный Центр тру­до­уст­рой­ст­ва; ор­га­ни­зу­ют­ся про­фес­сио­наль­ные кур­сы по­вы­ше­ния ква­ли­фи­ка­ции; ока­зы­ва­ют­ся юри­ди­че­ские ус­лу­ги, на­при­мер по во­про­сам реа­би­ли­та­ции.

В ап­ре­ле 2011 «Ин­ке­рин Ли­ит­то» по­да­ло об­ра­ще­ние к гу­бер­на­то­ру Ле­нин­град­ской об­лас­ти о вклю­че­нии ин­гер­ман­ланд­ских фин­нов в спи­сок ко­рен­ных ма­ло­чис­лен­ных на­ро­дов РФ.

(Спи­сок ко­рен­ных ма­ло­чис­лен­ных на­ро­дов РФ (ме­нее 50 ты­сяч че­ло­век) ут­вер­ждён ука­зом пре­зи­ден­та в 2006 го­ду в том ви­де, в ка­ком ав­то­ма­ти­че­ски пе­ре­шёл он в на­след­ст­во от СССР. В спи­ске зна­чи­лось око­ло 40 на­зва­ний, но в дей­ст­ви­тель­но­сти в Рос­сии ма­ло­чис­лен­ных на­ро­дов мно­го боль­ше (по­ряд­ка 400). Так, на­при­мер, са­мый древ­ний на­род Ле­нин­град­ской об­лас­ти - водь был до­бав­лен в этот спи­сок лишь в 2008 го­ду.)

 

В этом го­ду празд­ник про­хо­дил в Гат­чин­ском рай­оне на­про­тив Скво­риц­кой церк­ви, на бе­ре­гу ре­ки Ижо­ра.

 

Справ­ка: Скво­риц­кая цер­ковь по­строе­на в 1839 го­ду по про­ек­ту ар­хи­тек­то­ра Д. Квад­ри. В 1842 го­ду здесь поя­вил­ся ор­ган мас­те­ра Ио­ганн Бухерт, в 1904 го­ду - но­вый ор­ган фир­мы «Валь­кер», ко­то­рый в 1925 го­ду «под­верг­ся раз­граб­ле­нию». Цер­ковь бы­ла за­кры­та в 1939-м, во вре­мя ок­ку­па­ции вновь дей­ст­во­ва­ла, за­кры­та вто­рой раз в 1944-м (П.Н. Крав­чун. Ор­ган­ная «Ат­лан­ти­да» Ин­гер­ман­лан­дии и Ка­рель­ско­го пе­ре­шей­ка. СПб, 2009).  

 

В рам­ках празд­ни­ка про­шел Фес­ти­валь фин­но-угор­ских на­ро­дов. В про­грам­ме - пес­ни, тан­цы, кос­тю­мы, празд­нич­ный кос­тёр. В кон­цер­те при­ня­ли уча­стие: Эй­но Кор­бе­лай­нен, Люд­ми­ла Сойк­ка и Аль­берт Сте­па­нов (Пе­тер­бург), Ани­та Или­не (Хель­син­ки), Дмит­рий Дё­мин (Пет­ро­за­водск), Йенс Ко­мен (Шве­ция), а так­же фольк­лор­ные кол­лек­ти­вы: «Та­ло­мер­кит», «Кор­пи», «Ко­ти­кон­тую», «Дзо­ридз» и цер­ков­ный хор из про­вин­ции Хю­вин­кя (Фин­лян­дия).

По­го­да в этот день вне­сла свои кор­рек­ти­вы. С ут­ра мо­ро­сил дождь, по­то­му часть празд­ни­ка про­шла под кры­шей кир­хи. На­чал­ся празд­ник, как и по­ла­га­ет­ся, с ис­пол­не­ния гим­на Ин­гер­ман­лан­дии «Nouse Ink­eri», на­пи­сан­но­го Мо­озе­сом Пут­ро еще в 1898 го­ду, и при­вет­ст­вен­ных ре­чей. А про­дол­жил­ся пес­ня­ми...

Дождь тем вре­ме­нем за­кон­чил­ся, тра­ва под­сох­ла, и по­сле обе­да дей­ст­во про­дол­жи­лось уже на по­ля­не на­про­тив кир­хи, где за­ра­нее со­ору­ди­ли сце­ну и рас­ста­ви­ли ска­мьи (на­до от­ме­тить, что ор­га­ни­за­ция все­го ме­ро­прия­тия бы­ла на вы­со­те). За­кон­чил­ся лет­ний празд­ник по всем пра­ви­лам - боль­шим ко­ст­ром.

Рас­ска­зы­вать, как пре­крас­но зву­ча­ли пес­ни, как ес­те­ст­вен­но и ор­га­нич­но смот­ре­лись тан­цы на при­ро­де и как кра­си­во вы­гля­дят лю­ди в на­цио­наль­ных кос­тю­мах, по­ла­гаю ни к че­му. Ес­ли у вас бу­дет воз­мож­ность, по­бы­вай­те на та­ком празд­ни­ке!
    Ли­дия КРУ­ШЕ­ВА

Фото автора

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Другие части цикла Ижорская земля - Inkerinmaa

 

Часть II. Гимн ре­ке. Ин­ке­рей­о­ки!

 

Часть III. 400 лет Церк­ви Ин­грии

 

Часть IV. Ин­гер­ман­ланд­ский хо­ро­вод

 

 

Открытки-комментарии

 

Нет комментариев

 

Отправить открытку-комментарий:

Ваше имя:

email:

 
© Елена Николихина, 2009   |  При оформлении страницы использованы фотографии Дмитрия Станякина и Максима Воркункова