БОГ В ПОМОЩЬ

СВЯТЫЕ МЕСТА

  Легенды и тайны Колпанской кирхи

Часть пер­вая. По­иск и на­ход­ки

 

- А под Гат­чи­ной на­хо­дит­ся зна­ме­ни­тая Кол­пан­ская кир­ха.

- И чем же она зна­ме­ни­та?

- Она по­строе­на в 1800 го­ду.

- Ого! Ей боль­ше двух­сот лет!

- Да. А ко­гда ее по­строи­ли, об­щи­на за­ка­за­ла ор­ган из­вест­но­му пе­тер­бург­ско­му мас­те­ру Кар­лу Вир­ту.

- Ух, ты!

- И про­слу­жил этот ор­ган боль­ше ста лет. До са­мой ре­во­лю­ции.

Что про­изош­ло то­гда с об­щи­ной и кир­хой, не­труд­но до­га­дать­ся. Я знаю, что пе­ред вой­ной в Ле­нин­гра­де и об­лас­ти уже не бы­ло ни од­ной дей­ст­вую­щей лю­те­ран­ской церк­ви. А мой со­бе­сед­ник, ис­то­рик, про­дол­жа­ет:

Так выглядела кирха до 1937 года

- Еще в на­ча­ле два­дца­то­го ве­ка Вольф Лисс (по­след­ний ор­га­нист Пет­ри­кир­хи, аре­сто­ван­ный в 37-м го­ду и по­гиб­ший в ла­ге­ре) опи­сы­вал этот ин­ст­ру­мент и да­же в 20-е го­ды два­дца­то­го ве­ка со­ве­то­вал всем, кто хо­чет уви­деть ор­ган ста­рой сис­те­мы, ехать в Кол­па­ны.   

Ор­ган Вир­та уви­деть мне не су­ж­де­но, но по­смот­реть на кир­ху ста­ло лю­бо­пыт­но...

Де­рев­ня Ма­лые Кол­па­ны вплот­ную при­мы­ка­ет к Гат­чи­не с юж­ной сто­ро­ны. Ко­гда зна­ешь до­ро­гу, до­б­рать­ся ту­да не­труд­но. Я же по­тра­ти­ла три ча­са. Но по­сколь­ку язык до Кие­ва до­ве­дет, я дош­ла. Точ­нее, про­шла ми­мо. С од­ной сто­ро­ны бы­ли уют­ные, уто­паю­щие в цве­ту­щей си­ре­ни ча­ст­ные до­ма, а с дру­гой – за­бор ка­ко­го-то пред­при­ятия. Ка­ко­го, мне да­же бы­ло не ин­те­рес­но. Прой­дя ми­мо не­го и ока­зав­шись на раз­вил­ке, я в оче­ред­ной раз ос­та­но­ви­ла про­хо­же­го и ска­за­ла, что ищу кир­ху.

- Так вот она, на тер­ри­то­рии за­во­да «Аван­гард», - от­ве­тил он, ука­зы­вая мне за спи­ну. Я ог­ля­ну­лась.

Пер­вое впе­чат­ле­ние: гро­ма­ди­на, сло­жен­ная из кир­пи­ча, по­тем­нев­ше­го от вре­ме­ни (кир­пич ока­зал­ся на са­мом де­ле свет­лый, про­сто я смот­ре­ла про­тив солн­ца). По­том: она уст­рем­ле­на впе­ред и вверх – я вспом­ни­ла, что мно­гие за­пад­ные церк­ви по­хо­жи на ко­раб­ли. Она, об­не­сен­ная со всех сто­рон за­бо­ром, плы­ла впе­ред… че­рез ве­ка… в веч­ность… Я растерянно спросила:

- А как ту­да по­пасть?

- Вы зай­ди­те в про­ход­ную. Там де­жу­рят жен­щи­ны, по­про­си­те их про­пус­тить вас.

Ска­жу сра­зу – не про­пус­ти­ли. То, что цер­ковь в пят­ни­цу днем мо­жет ока­зать­ся за­кры­той, я пред­по­ла­га­ла. Но, что я не смо­гу да­же по­дой­ти к ней, а при­дет­ся смот­реть на нее че­рез вы­со­кий за­бор - это­го я пред­ви­деть не мог­ла.

Но из-за раз­го­во­ра в про­ход­ной по­езд­ку свою счи­таю со­сто­яв­шей­ся. Там си­де­ли две жен­щи­ны пен­си­он­но­го воз­рас­та. Они объ­яс­ни­ли мне, что по­пасть на тер­ри­то­рию за­во­да мож­но лишь в вос­кре­се­нье, ко­гда идет служ­ба в церк­ви. Я по­се­то­ва­ла - при­дет­ся при­ез­жать вто­рой раз из Пи­те­ра. На это од­на из них из­ви­няю­щим­ся то­ном ска­за­ла, что та­ко­во рас­по­ря­же­ние на­чаль­ст­ва. Вот она-то и ока­за­лась че­ло­ве­ком близ­ким мне по ду­ху. В раз­го­вор всту­пи­ла  вто­рая:

- А что там смот­реть? Я там не бы­ла, но смот­реть там не­че­го.

Ох, как это на­пом­ни­ло преж­нее: «Кни­гу я не чи­тал, но я ее осу­ж­даю»! Моя еди­но­мыш­лен­ни­ца воз­ра­зи­ла:

- По­че­му?! Я здесь не­дав­но ра­бо­таю, - про­дол­жа­ла она, уже об­ра­ща­ясь ко мне. - Но я бы­ла там в од­но из вос­кре­се­ний. Ве­рую­щим от­да­ли лишь ма­лень­кую часть церк­ви, а остальную по-преж­не­му ис­поль­зу­ет за­вод (это ока­за­лись не со­всем точ­ные све­де­ния. – Л.К). Ни­ка­ко­го ре­мон­та внут­ри не де­ла­ли. Но по­ме­ще­ние по­чис­ти­ли, при­бра­ли, и лю­ди со­би­ра­ют­ся там на служ­бу.

- Де­вуш­ка, я все-та­ки хо­чу спро­сить, - вновь ре­ши­тель­но вкли­ни­лась вто­рая, - Вы – лю­те­ран­ка?

- Нет.

- А цер­ковь – лю­те­ран­ская!

- Я знаю.

- А там нет икон!

- Ну и что? Это все рав­но на­ша куль­ту­ра, на­ша ис­то­рия, - спо­кой­но от­ве­ти­ла я.

- За­чем ты так го­во­ришь! – воз­ра­зи­ла пер­вая, - Есть у них ико­ны, толь­ко ма­лень­кие.

Мне хо­чет­ся ее со­ри­ен­ти­ро­вать, и я уточ­няю:

- Ну, не со­всем ико­ны в на­шем по­ни­ма­нии, а ско­рее как кар­ти­ны.

- Да, - со­гла­ша­ет­ся она.

И я по­ни­маю, что де­ло не в том, есть там ико­ны или нет. А в том, что ес­ли не ви­дел, не зна­ешь, не ин­те­ре­су­ешь­ся, то и не го­во­ри ни­че­го. Это бу­дет, по край­ней ме­ре, че­ст­но. Даль­ше они уже вме­сте рас­ска­зы­ва­ли мне, что по вос­кре­сень­ям сю­да при­ез­жа­ют лю­ди на ма­ши­нах, и ав­то­бу­сы с фин­на­ми… О том, что рань­ше воз­ле кир­хи бы­ло клад­би­ще…
  Бла­го­да­рю сво­их со­бе­сед­ниц и вы­хо­жу из про­ход­ной. Вновь смот­рю на спа­сен­ную Бо­гом цер­ковь и, по­ни­маю, что уп­рям­ст­во во мне про­сто рас­тет. Ни­че­го, я вста­ну в вос­кре­се­нье по­рань­ше и ра­ди кир­хи (а мо­жет ра­ди се­бя) прие­ду вто­рой раз.

 

Часть вто­рая. Вос­кре­се­нье

 

На это вос­кре­се­нье вы­пал празд­ник Пя­ти­де­сят­ни­цы, счи­таю­щий­ся днем ро­ж­де­ния хри­сти­ан­ской церк­ви. У лю­те­ран, в от­ли­чие от пра­во­слав­ных, празд­ни­ки Пя­ти­де­сят­ни­цы и Трои­цы раз­де­ле­ны и при­хо­дят­ся на раз­ные дни. 

При­ход здесь фин­ский. Служ­ба в кир­хе про­хо­дит на рус­ском и фин­ском язы­ках. То есть пас­тор про­из­но­сит мо­лит­ву по-фин­ски, по­том по-рус­ски. Гим­ны по­ют по-фин­ски. Но си­дя­щие ря­дом со мной при­хо­жа­не за­бот­ли­во про­тя­ги­ва­ют мне пе­сен­ник с тек­ста­ми по-рус­ски. Это ли не еди­не­ние – од­но­вре­мен­но зву­ча­щее пе­ние на двух язы­ках?! Про­по­ведь пас­тор го­во­рит по-рус­ски. И я по­ни­маю, что не чув­ст­вую се­бя чу­жой сре­ди этих лю­дей. 

Вме­сто «жи­во­го» ор­га­на сей­час ис­поль­зу­ют элек­трон­ный ин­ст­ру­мент - ор­га­но­лу. Но звук у нее кра­си­вый и, да­же хо­чет­ся ска­зать, ес­те­ст­вен­ный. Про­хо­дит служ­ба в не­боль­шом по­ме­ще­нии, рас­по­ло­жен­ном с про­ти­во­по­лож­ной от глав­но­го вхо­да сто­ро­ны. Нас – че­ло­век два­дцать.

По­сле служ­бы ог­ля­ды­ва­юсь на сте­ну, воз­ле ко­то­рой я си­де­ла, и ви­жу две дос­ки:

«Па­мят­ник ар­хи­тек­ту­ры. Кир­ха свя­то­го Пет­ра по­строе­на в 1800 го­ду. Ар­хи­тек­тор А.Д. За­ха­ров. Ох­ра­ня­ет­ся го­су­дар­ст­вом»;

«В па­мять о по­чив­ших на Кол­пан­ском клад­би­ще. Упо­кой Гос­по­ди ду­ши раб тво­их». 

Мне ста­но­вит­ся жут­ко. Пы­та­юсь пред­ста­вить, где пре­ж­де эти дос­ки на­хо­ди­лись. Но все ока­за­лось про­ще. Их от­ли­ли на за­во­де. Опа­са­ясь то­го, что они мо­гут про­пасть, по­мес­ти­ли внут­ри по­ме­ще­ния, а не сна­ру­жи на церк­ви, что бы­ло бы ес­те­ст­вен­но.

Об ис­то­рии по­яв­ле­ния этой кир­хи, ее судь­бе мне рас­ска­зы­ва­ет пас­тор Алек­сандр Ар­во­вич Сой­ту.

Су­ще­ст­ву­ет ле­ген­да, буд­то бы охо­тясь в этих ле­сах, Петр III за­блу­дил­ся. Плу­тая в ча­ще, он ус­лы­шал пе­ту­ши­ное пе­ние и, ори­ен­ти­ру­ясь на звук, вы­шел из ле­са как раз в этом мес­те, где и по­ста­ви­ли по­том цер­ковь. Цер­ковь бы­ла спла­ни­ро­ва­на при Пет­ре III, а по­строе­на уже при Пав­ле I

У этой ис­то­рии цар­ских плу­та­ний вро­де бы да­же бы­ло про­дол­же­ние. В од­ной из здеш­них де­ре­вень Петр III влю­бил­ся, и у не­го ро­дил­ся вне­брач­ный сын, ко­то­ро­го по­том от­да­ли Ека­те­ри­не II вме­сто ее умер­ше­го сы­на. Впо­след­ст­вии он и стал им­пе­ра­то­ром Пав­лом I. Воз­мож­но, имен­но этим объ­яс­ня­ют­ся от­кро­вен­но не­при­яз­нен­ные от­но­ше­ния ме­ж­ду ма­те­рью и сы­ном. И тип ли­ца им­пе­ра­то­ра на­во­дит на раз­мыш­ле­ния…

На са­мом де­ле ме­сто для кир­хи вы­бра­но очень прак­тич­но. В от­ли­чие от де­ре­вень сред­ней по­ло­сы Рос­сии, где цер­ковь час­то на­хо­ди­лась в цен­тре, здеш­ние де­рев­ни рас­по­ло­же­ны вдоль до­ро­ги и мо­гут тя­нуть­ся на не­сколь­ко ки­ло­мет­ров. Так вот, Кол­пан­ская кир­ха по­строе­на на схо­де трех де­ре­вень.

Над глав­ным вхо­дом – шпиль, а на нем вме­сто кре­ста – пе­ту­шок. (Вы ко­гда-ни­будь ви­де­ли та­кие церк­ви?). Вы­бран был этот пер­на­тый не­слу­чай­но. Во-пер­вых, это сим­вол про­бу­ж­де­ния. «Пе­тух не ус­пе­ет про­петь, как ты три­ж­ды от­ре­чешь­ся от ме­ня». И ко­гда пе­тух про­пел, Петр осоз­нал свой грех. Во-вто­рых, кир­ха ос­вя­ще­на в честь апо­сто­ла Пет­ра, не­бес­но­го по­кро­ви­те­ля Пет­ра III. А кро­ме то­го, ведь имен­но пе­тух вы­вел ца­ря из ле­са (ко­гда-то гу­си спас­ли Рим…).

В 1937 го­ду цер­ковь за­кры­ли. Шпиль раз­ру­ши­ли (пе­туш­ка вы се­го­дня не уви­ди­те). По­сле вой­ны в 1946 го­ду в ее по­ме­ще­нии раз­мес­тил­ся ме­тал­ло­об­ра­ба­ты­ваю­щий за­вод. Сна­ча­ла здесь де­ла­ли та­зы, по­том - кро­ва­ти, те­перь – раз­лич­ную ме­тал­ли­че­скую ме­бель для дач: шез­лон­ги, ка­чал­ки.

Ря­дом с кир­хой дей­ст­ви­тель­но на­хо­ди­лось клад­би­ще. Но за­вод раз­ви­вал­ся, по­на­до­би­лись но­вые по­ме­ще­ния, клад­би­ще за­ка­та­ли ас­фаль­том и по­строи­ли кор­пу­са. Од­на из при­хо­жа­нок стар­ше­го воз­рас­та го­во­рит о том, что еще из дет­ст­ва хо­ро­шо пом­нит это клад­би­ще, пом­нит кре­сты на нем... По­том тер­ри­то­рию за­во­да об­не­сли за­бо­ром, так кир­ха ока­за­лась «без под­хо­да».

Рань­ше на за­во­де ра­бо­та­ло бо­лее ты­ся­чи че­ло­век, се­го­дня – око­ло 500. Это, ко­неч­но,  то­же не­ма­ло – 500 ра­бо­чих мест, осо­бен­но для не­боль­ших по­сел­ков. Но ко­гда я ду­маю о том, что еще ведь жи­вы те, чьи ба­буш­ки и де­душ­ки ле­жат под ас­фаль­том, мне ста­но­вит­ся стыд­но… 

 В 1992 го­ду вновь был об­ра­зо­ван при­ход. Ру­ко­во­дство за­во­да вы­де­ли­ло в церк­ви по­ме­ще­ние для об­щи­ны. Сна­ча­ла это был со­всем ма­лень­кий уго­лок, по­том по­боль­ше, там и про­хо­дит се­го­дня служ­ба. А два го­да на­зад ос­во­бо­ди­ли всю цер­ковь. Те­перь за­да­ча – най­ти фи­нан­сы на ее вос­ста­нов­ле­ние.

Пе­ред на­ча­лом служ­бы от­кры­ли глав­ный вход в кир­ху, и он про­был от­кры­тым все вре­мя служ­бы. Не знаю, по­сту­па­ют ли так по­сто­ян­но, или это слу­чай­ность. Я пред­по­чи­таю ду­мать, что сде­ла­но это спе­ци­аль­но: идет служ­ба – дверь от­кры­та для всех (да­же ес­ли по­ка при­хо­дит­ся со­би­рать­ся в по­ме­ще­нии с обратной стороны).

Я за­гля­ну­ла в от­кры­тую дверь… Ра­бо­ты там мно­го. Но глав­ная ра­бо­та все­гда про­ис­хо­дит внут­ри нас. И толь­ко по­сле это­го она свер­ша­ет­ся в ми­ру.

«Мир Вам!» – так го­во­рят при­хо­жа­не во вре­мя служ­бы, по­жи­мая друг дру­гу ру­ки.

 

Ли­дия КРУШЕВА

 

Сюжет о кирхе канала «100 ТВ»:

http://www.tv100.ru/video/view/47249/

 

* * *

«Kaup­pale­hti» -  «Тор­го­вый жур­нал». Из­да­ет­ся в Хель­син­ки. Вы­хо­дит ка­ж­дый буд­ний день. Рас­про­стра­ня­ет­ся на тер­ри­то­рии всей Фин­лян­дии.

Ink­erin ihme: Luter­i­lainen kirkko ilo­tulitete­htaan sisällä – Ин­гер­ман­ланд­ское чу­до: Лю­те­ран­ская цер­ковь на тер­ри­то­рии за­во­да пи­ро­тех­ни­ки. (Хло­пуш­ки и бен­галь­ские ог­ни - один из ви­дов про­дук­ции за­во­да.) Ста­тья опуб­ли­ко­ва­на 26 сен­тяб­ря 2011 го­да.

Мар­тти Киу­ру. Жур­на­лист, кор­рес­пон­дент «Kaup­pale­hti», ак­кре­ди­то­ван­ный в Санкт-Пе­тер­бур­ге.  Сво­бод­но вла­де­ет рус­ским язы­ком. Жи­вет в Пи­те­ре пять лет.

       

(Кликните, чтобы увеличить)

 


http://piteropen.ru/sv_mesta/kirha.html